Мой город
МОУ "№3"
Санитарные нормы
Доклады
Разработки уроков
Разработки классных часов
Это интересно
Гостевая книга
Обратная связь

На главную страницу         Следующий доклад

Доклады

 

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ.

 

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения  и воспитания школьников, ею определяется результативность, эффективность обучения, и  естественно, что разные стороны ее привлекают постоянное внимание педагогической науки  и практики работы школ и учителей.

В процессе проверки знаний учащихся перед учителем открываются большие возможности для совершенствования процесса  обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяют лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности. Она способствует развитию речи и мышления школьников, их интереса к учению.

Организация проверки и учета знаний существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом, тщательность выполнения заданий. Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает  видеть свой собственный рост и результат своего труда, поэтому проверка оказывает воспитывающее действие, которое трудно переоценить. Развивающее влияние контроля знаний проявляется в формировании устойчивого внимания, памяти, приемов самоконтроля.

Дифференцирование контроля осуществляется путем подбора заданий  разной степени сложности для слабоуспевающих и наиболее подготовленных учеников и дифференциации помощи при выполнении одних и тех же заданий.

В практике работы учителя физики, как и учителей других учебных предметов, наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, стремясь поставить большое количество оценок. Другие учителя, наоборот, недооценивают проверку, сводя ее преимущественно к фронтальной устной и письменной формам.

По характеру получения информации в  процессе контроля  выделяют устный, письменный и лабораторный контроль. По месту контроля на основных этапах обучения – текущий; промежуточный и итоговый контроль. По средствам, используемым в ходе контроля и самоконтроля, его подразделяют на машинный и безмашинный. По способу организации контроля все раннее названные виды его можно разделить на программированные и не программированные.

Особенностью классификации видов контроля, является то, что каждый последующий вид контроля проявляет себя в предыдущем. И поэтому практически всегда реально применяется устный, письменный и лабораторный  вид контроля  и соответственные им методы. Но каждый из этих основных  методов контроля может применяться  на различных этапах обучения.

Письменный контроль в учебном процессе осуществляется путем проведения контрольных письменных работ по математике, родному языку, физике и другим предметам, в форме диктантов, изложений и сочинений по литературе.

Письменные работы имеют различную длительность. В одном случае они занимают лишь небольшую часть урока – кратковременные контрольные письменные работы по отдельным аспектам изученной раннее темы, в другом  - занимают весь урок это длительные контрольные работы. Для экономии учебного времени важно сочетать оба вида контрольных работ и расширять применение кратковременных проверок усвоения наиболее важных вопросов раннее изученного.

Для повышения объективности  контрольных письменных работ их рекомендуют проводить по вариантам, чтобы сидящие за одной партой ученики выполняли разные варианты. Вариантный подход стал еще более распространенным в связи с выпуском  дидактических учебных материалов для учителей многих предметов. Выпущены и специальные пособия, в которых помещены типовые тексты контрольных работ по основным темам. Это также значительно облегчает работу учителей. При проведении контрольных письменных работ, обеспечивая полную объективность оценок, нужно помогать слабоуспевающим, чтобы вселить в них уверенность в возможность справиться с заданием: давать ответы к задачам, дополнительные рисунки и пр. Такой подход вызывает возражение у некоторых учителей, но при умелом использовании его в качестве средства направления действий, а не прямых подсказок можно будет значительно повысить активность этой группы учеников и постепенно довести их до уровня самостоятельного выполнения контрольных письменных работ. Формально объективный подход  - не вмешиваться  в работу ни одного ученика – приносит больше вреда, чем пользы. Но все - таки, объективность выставляемых оценок здесь должна быть полностью соблюдена.

Хочу обратить внимание на некоторые требования к составлению контрольной работы, которые обычно не попадают  в поле зрения учителя физики.

1.     Число задач, выносимых  на контрольную работу для проверки усвоения понятия, зависит от требований программы, целей, которую ставит учитель, проводя работу, уровня подготовленности класса.

Целесообразно в последующие контрольные работы включать уже проверенный материал с целью его отработки учащимися, установления связей с уже изученным. Это особенно важно в тех случаях, когда понятие, тема или раздел изучается только в младших классах.

2.     Важно определить цель контрольной работы. Контрольная работа может быть  направлена на выявление усвоения какого – то локального материала, одного типа задач, какого – то определенного закона. В этих случаях она обычно бывает кратковременной.

     Чаще всего учителя проводят контрольные  работы с целью проверки      усвоения темы или раздела.

3.     Контрольная работа может быть комплексной, направленной на проверку знания физики и каких – то элементов математики. В этом случае ее     содержание  обсуждается с учителем математики, а оценка выставляется за     знание физики и математики.

4.     Контрольная работа должна  быть посильной для ребят. Задачи нужно подбирать таким образом, чтобы каждый ученик обязательно их решил. Учитель нередко затрудняется  в подборе разных вариантов задач, примерно одинаковых  по трудности. Можно поступать так: брать одну и ту же задачу, но известное данное в одной делать искомым  в другой.

     Использование такого способа подбора задач облегчит учителю анализ  работ учащихся, обсуждения результатов контрольной работы с ними.

5.     Для проверки понимания осознанности  решения задач учащимися, обучения их анализу полученного результата в задачу полезно добавлять вопросы, требующие объяснения полученного ответа, поисков направлений его возможного  изменения  при изменении какого – то условия в задаче.

Большое значение для отработки умения решать задачи определенного типа имеют домашние контрольные работы, которые не получили еще признание в системе проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся по физике.

Содержание домашних контрольных работ составляет аналитические, графические  или экспериментальные задачи, задания текстового характера, задания по составлению задач.

Задачи должны быть посильными для учащихся,  возбуждать их интерес, заставлять работать мысль, искать нестандартные решения. Важно, чтобы у задачи имелось несколько возможных решений (графическое, аналитическое и др.).  Такие работы могут быть дифференцированными по сложности для учащихся  с разной успеваемостью по данному предмету.

Для домашних контрольных работ  можно предложить следующие задания:

-         экспериментальные задачи;

-         задания по отработке формул;

-         задания по нахождению возможно большего числа способов решения задачи;

-         задания с целью повторения и обобщения  материала;

-         задания по рассмотрению физической ситуации  в литературном произведении.

При выполнении  домашних контрольных работ учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у товарищей, учителя, родителей. Эти условия стимулируют их деятельность, позволяют им надеяться на получение  высоких оценок за выполненное  задание.

К домашней контрольной работе в отличие от классной можно предъявить повышенные требования: предложить учащимся  проделать письменный анализ условия задачи, подробно объяснить решение, проанализировать полученный результат и т. д.

         Выполнение этих требований способствует более глубокому пониманию и осознанию  физического содержания задачи, развитию логики рассуждений. Остальные требования к выполнению домашней контрольной работы являются обычными: правильная запись условия; решение (желательно  в общем виде); проверка решения; выражение всех величин в единицах СИ, получение численного результата, его оценка.

Типичные ошибки при проведении письменного контроля следующие:

-         недостаточная проверка в ходе их общеучебных умений и навыков – навыков составления  плана, навыков выделения главного, навыков самоконтроля, навыков  темпа письма и др.

-         слабое выявление типичных ошибок и недостатков, над которыми необходимо  работать на последующих уроках;

-         несоблюдение при проведении всех письменных работ единого орфографического режима;

-         слабое применение индивидуальных заданий ученикам по работе над пробелами  в знаниях и умениях.

-         нерациональная организация труда учителей при проверке письменных работ – редкое использование микрокалькуляторов при проверке вычислений, десикфраторов, значительно экономящих время учителей при проверке работ программированного вида, недостаточное использование машинных приемов контроля, позволяющих проверять ответы в решениях задач тотчас же после завершения  работы и самим ученикам  находить пропущенные ошибки.

     Устранение этих недостатков будет способствовать  повышению эффективности различных методов письменного контроля в школе.

 На главную страницу                   Следующий доклад

 

 

Hosted by uCoz