Мой город
МОУ "№3"
Санитарные нормы
Доклады
Разработки уроков
Разработки классных часов
Это интересно
Гостевая книга
Обратная связь

На главную страницу                                           Дальше

 

ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

ВЕК СПУСТЯ

 

Проблема свободы волновала человечество с древности. Категория «свободы» наполнялась содержанием и претерпевала изменения в процессе развития и смены исторических формаций, философских школ и направлений.

Идеи свободного воспитания в России в начале XX века нашли отражение в практике работы свободных («семейных») школ (таких как «Дом свободного ребенка» и далее «Детский сад М. А. Гуцевич»,  «Детские клубы» в Самаре, «Школа шалунов» А. Радченко и др.), которые существовали как соуправляющие общины, нацеленные на собственное развитие и самосовершенствование.

Объединяющим для всех детских учреждений был особый «дух» взаимопонимания, поддержки, душевного тепла, признание незаданности  (т. е., в частности, признание его права на ошибку, на выбор и т. д.) каждого ученика.

Свободные школы в области воспитания и образования были ориентированы не на то, чтобы «дрессировать ребенка, чтобы подготовить его под известный шаблон, чтобы формировать его по определенному типу, который имеется  в голове воспитателя», а на то, «чтобы помогать самопроизвольному росту его индивидуальности и довести его до сознания законов  своего развития, так, чтобы он мог сам сознательно и планомерно работать над собственным своим совершенствованием во всех отношениях».

Эта идея реализовывалась в разнообразных формах: через создание ситуаций незаданности – ситуации выбора видов деятельности, общения, отношений; через включение детей в разнообразные виды производительного труда; через самоопределение в религиозной области, когда не навязывалось какого – либо вероучения, а читался, к примеру, курс «История религий»; через ориентацию методики преподавания предметов на самостоятельную работу, используя для этого проблемные задания, книги для поиска нужного материала, а не учебники, где все уже разбито  по темам; через совместное с детьми составление  учебных программ,  расписание занятий и т. д.

Работа с детьми  в сложных основоположностях: каждый волен заниматься  или нет тем, что предлагалось, права каждого ребенка кончались там, где начинались свобода и права других. Выбор занятий, предлагаемый детям был достаточно широк: чтение, беседы, переплетное, столярное дело, рукоделие, рисование, лепка, хоровое пение, общие игры. Для поддержания дисциплины организаторы видели одно средство – личное влияние руководителей, взаимная привязанность их и детей, которая будила в детях лучшие качества. Чтобы «ввести в норму» самых шаловливых лучшими средством считалось найти такое занятие, которое их всецело захватило бы.

Цель свободного воспитания в России начала XX века может быть определена как организация воспитания к свободе, т. е. такого педагогического процесса, который помогает (не мешает) ребенку осуществлять личностный процесс обретения свободы.

Современная школа находящихся в поиске собственного лица – разрабатывается концепция школы, определяются цели,  пути их достижения, методы управления.

«Школа, как и семья, только тогда может быть названа средой,  благоприятной для воспитания детей, когда между членами этой семьи, этой школы царят согласие,  взаимное доверие, справедливость, когда их связывают узы дружбы или прочное чувства товарищества, основанное на породнившем их стремлении к известному идеалу. Это то условие, без которого школа не только не может развиваться, но и даже и существовать.

Практика своевременных отечественных гуманистических  воспитательных систем  показывает, что в них как бы «прорастают»  идеи свободного воспитания, наполняясь новым содержанием (это школы Е. А. Ямбурга, А. Н. Тубельского, В. А. Карановского).

Внешние условия, создаваемые  в школе для самореализации ребенка как личности включают фундаментацию  содержания образования, ее профилизацию, предоставление возможности выбора профиля и уровня обучения, расширения представлений   о мире и о себе через изменение содержания образования. Гармонизация внешних и внутренних условий достигается в данном случае через:

-         соблюдение принципа гласности и добровольности в решении школьных задач;

-         соответствие содержания образования уровню подготовки учителей и потребностей детей;

-         деятельное активное включение каждого ребенка в познание  себя, своего физического, психического и духовного здоровья.

 

 

На главную страницу                                           Дальше

 

Hosted by uCoz